ПИРАМИДА КЛИМЕНЮКА – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОГНИТИВИСТИКИ

Автор(и)

  • Лариса Тараненко

Ключові слова:

когнитивистика, универсальная модель, пирамида Клименюка, методологический потенциал, речемышление и мыследействие индивида

Анотація

В статье представлены результаты аналитического поиска продуктивного методологического инструментария конвенциональной терминологической унификации понятий когнитивного знания и универсальных моделей, наиболее полно интерпретирующих основные процессы когнитивной деятельности индивида. На основе выполненного анализа в работе обоснован методологический потенциал универсальной когнитивной модели пирамиды сфер духовного бытия человека, широко известной как пирамида Клименюка. Данная модель представляет фронтальное сечение пирамиды, построенной в перпендикулярных координатах «вера – знание» и «мнения – факты». С помощью модели показано, что все когнитивные процессы и акты получают свое саморазвитие в духовной сфере индивида и реализуются на основе различных типов мышления, результаты протекания которых материализуются в его речемышлении и мыследействии. Обоснована универсальность модели пирамиды Клименюка, обеспечивающаяся за счет синтеза в ее графическом образе современных идей системного и синергетического подходов, а также лингвистического, психологического, социологического и кибернетического знания. Очерчены перспективы применения рассмотренной модели для изучения психоэнергетических процессов речемышления и мыследействия индивида, а также показана высокая возможность расширения круга междисциплинарных исследований с опорой на модель пирамиды Клименюка как универсальную концептуальную модель научного рассмотрения любых когнитивных явлений и актов, протекающих в духовной сфере индивида в процессе его речемышления и мыследействия.

Посилання

Ahutina, Tatiana. 2012. Porozhdenie rechi: Neirolingvisticheskii analiz sintaksisa. 4th ed. Moscow: Knizhnyi dom «Librikom».

Babushkin, Anatoliy. 1996. Tipy konceptov v leksiko-frazeologicheskoi semantike yazyka . Voronezh: Voronezh state university publishing house.

Bak, Per. 2014. Kak rabotaet priroda: Teoria samoorganizovannoi kritichnosti. Moscow: URSS: Knizhnyi dom «Librikom».

Barrett, Lisa Feldman. 2018. Jak narodzhuyutsia emotsii: Tayemne zhyttia mozku. Kharkiv: Klub simeinoho dozvillia.

Bondarenko, Evgeniya, Martynyuk, Alla, Frolova, Iryna and Iryna Shevchenko. 2017. Kak narisovat portret ptitsy: metodologia kognitivno-kommunikativnogo analiza yazyka. Kharkiv: V. N. Karazin Kharkiv National University.

Chilton, Paul. 2009. “Get and the grasp scheme. A new approach to conceptual modelling in image scheme semantics”. New Directions in Cognitive Linguistics. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 331–370

Clausner, T. C. and William Croft. 1999. “Domains and image schemas”. Cognitive Linguistics 9 (2):1–31.

Croft, William and D. Alan Cruse. 2004. Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press.

Evans, Vyvyan. 2006. “Lexical Concepts, cognitive models and meaning-construction”. Cognitive Linguistics 17(4):491–534.

Evans, Vyvyan. 2007. A Glossary of Cognitive Linguistics. Edinburgh: Edinburgh University Press Ltd.

Fauconnier, Gilles and Mark Turner. 2002. The way we think: Conceptual blending and the mind’s hidden complexities. New York: Basic Books.

Goffman, Erving. 1986. Frame Analysis. An Essay on the Organization of Experience. Boston: Northeastern University Press.

Goleman, D. 2019. Emociynyi intelekt. Kharkiv: Vivat.

Hayes, P.J. 1980. “The Logic of Frames”. Frame Conceptions and Text Understanding. Berlin: De Gruyter, 46-61.

Kalyta, Alla. 2007. Aktualizatsiya emociyno-prahmatychnoho potentsialu vyslovlennia. Ternopol: Pіdruchnyky і posіbnyky.

Kalyta, Alla. 2008. “Fonokontsept yak katehoriia kohnityvnoi fonetyky”. Papers presented at the 4th International conference. Sofia: Byal Grad-BG, 13:48–49.

Kalyta, Alla. 2015. “Phonetic studies from the perspective of an energetics approach”. Within language, beyond theories (Volume I): studies in theoretical linguistics, edited by Anna Bondaruk, and Anna Prazmowska. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 322–336.

Kalyta, Alla. 2016. Speech energetics. Кyiv: Kafedra.

Kalyta, Alla. 2018. “The energetic potential of speech pauses”. Advanced Education 9:185–193. DOI: https://doi.org/10.20535/2410-8286.135068.

Kalyta, Alla and Larysa Taranenko. 2011. “Sinerhetizm porozhdennia i aktualizatsii fonokoncepta”. Naukovі zapiski. Kіrovograd: RVV KDPU іm. V. Vinnichenka, 96 (2):213–219.

Kalyta, Alla and Aleksandr Klymenyuk. 2017. “Synergy of the flow of thinking”. Cognition, communication, discourse 15:18–38. DOI: 10.26565/2218-2926-2017-15-02.

Kalyta, Alla and Aleksandr Klymenyuk. 2019. “Methodological potential of the cognitive model of the person’s spiritual being pyramid”. Cognition, communication, discourse 18:46–59. DOI: 10.26565/2218-2926-2019-18-04.

Kalyta, Alla and Aleksandr Klymenyuk. 2019. “Metodologiya modelirovaniya kognitivnyh processov rechemyshleniya i mysledeistviya cheloveka”. Studia philologica. Kyiv: Borys Hrynchenko Kyiv University, 12:13–29. DOI: https://doi.org/10.28925/2311-2425.2019.12.2.

Kalyta, Alla and Aleksandr Klymenyuk. 2019. “Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya fluktuatsii emotsionalno-pragmaticheskogo potentsyala rechemyshleniya i mysledeistviya cheloveka”]. Оdessa linguistic messenger 13:115–123.

Kalyta, Alla and Iryna Andrushchenko. 2019. “Prosodic models of accentuated personalities’ English public speeches”. Cognition, communication, discourse 18:34–45. DOI: 10.26565/2218-2926-2019-18-03.

Kalyta, Alla and Natalia Burka. 2019. “Metodologichne pidhrunttia doslidzhennia kohnityvnyh zakonomirnostei prosodychnoi organizatsii dytiachogo manipuliatyvnogo movlennia”. Naukovi zapysky Nacionalnoho universytetu «Ostrozka akademiya». Ostroh: Ostroh Academy Publishing House, 7(75):69–73. DOI: 10.25264/2519-2558-2019-7(75)-69-73.

Kalyta, Alla and Olha Valigura. 2010. “Sinergeticheskaya konceptsciya porozhdeniya interferirovannoi rechi bilingvom”. Languages and ethnoculutre of Europe. Glazov: Glazov State Pedagogical University, 205–212.

Klymenyuk, Aleksandr. 2000. “Piznannya i paradoks eksistentsialnoi comunikatsii”. Scientific Notes of Volodymyr Hnatyuk State Pedagogical University 4:86–94.

Klymenyuk, Aleksandr. 2010. Znanie, poznanie, kognitsciya. Ternopil: Pіdruchnyky і posіbnyky.

Klymenyuk, Aleksandr. 2017. “Kognitivistika: problemy, predstavleniya i realnost”. Naukovі zapiski. Kropivnitskyi: Vydavets Lisenko V. F., 153:438–460.

Kubrjakova, Elena. 1986. Nominativnyi aspekt rechevoi deyatelnosti. Moscow: Nauka.

Lakoff, George. 2004. Zhenshchiny, ogon i opasnyie veshchi:kotoryie kategorii yazyka govoriat nam o myshlenii. Moscow: Yazyki slavianskoi kultury.

Langacker, Ronald W. 1999. Grammar and Conceptualization. Berlin & New York: Mouton de Gruyter.

Langacker, Ronald W. 2008. Cognitive Grammar: A Basic Introduction. New York: Oxford University Press.

Leontiev, Aleksei. 1969. Psiholingvisticheskie edinitsy i porozhdenie rechevogo vyskazyvaniya. Moscow: Nauka.

Leontiev, Aleksei. 1974. Osnovy teorii rechevoi deyatelnosti. Moscow: Nauka.

Leontiev, Aleksey. 2003. Osnovy psiholingvistiki. Мoscow: Smysl, SPb: Lan.

Luriya, Alerksandr. 2009. Osnovnye problemy neirolingvistiki. Moscow: Knizhnyi dom «LIBROKOM».

Marchenko, Valentyna. 2018. “Emotional-and-Pragmatic Potential as the Basis for Poem-to-Music Alignment”. Paper presented at the 2018 NordMetrik Conference at Stockholm University. Stockholm, Sweden.

Martyniuk, Alla. 2012. Slovnyk osnovnyh terminiv kognityvno-dyskursyvnoi lingvistyky. Harkiv: Harkivskyi natsionalnyi universytet imeni V. N. Karazina.

Martynyuk, Alla. 2014. “Cognitive instruments of investigating communicative failures”. Cognition, communication, discourse 8:51–62. DOI: 10.26565/2218-2926-2014-08-04.

Martynyuk, Alla. 2016. “Cognitive-communicative linguistics: in search of basic principles and tools of analysis”. Cognition, communication, discourse, 12:17–35. DOI: 10.26565/2218-2926-2016-12-02.

Morozova, Olena. 2018. “The influence of context on the metaphoric framing of the European Union in Ukrainian mass media”. Cognition, communication, discourse 17:141-154. DOI: 10.26565/2218-2926-2018-17-09.

Penrose, Roger. 1989. The Emperor’s New Mind: Concerning Computers, Minds, and the Laws of Physics. Oxford: Oxford University Press.

Penrose, Roger. 1996. Shadows of the Mind: A Search for the Missing Science of Consciousness. Oxford: Oxford University Press.

Pinker, Steven. 2004. Yazyk kak instinkt. [Language as an instinct]. Moscow: Editorial URSS.

Pinker, Steven. 2019. Prosvitnyctvo sohodni. Argumenty na koryst rozumu, nauky ta progresu. Kyiv: Nash Format.

Popova, Z. D. and I. A. Sternin. 2007. Kognitivnaya lingvistika. Moscow: AST: Vostok-Zapad.

Pryhodko, Anatolii. 2008. Kontsepty i kontseptosystemy v kohnityvno-dyskursyvnii paradygmi linhvistyky. Zaporizhzhia: Premier.

Sedov, K. 2007. Neirolinguistica. Moscow: Labyrinth.

Shevchenko, Iryna. 2004. “Stanovlenie kognitivno-kommunikativnoi paradygmy v lingvistike”. V .N. Karazin Kharkiv National University Messenger 635:202–205.

Shevchenko, Iryna. 2005. “Meaning as discursive construal in Cognitive-Pragmatic Paradigm”. New Philology. 2(22):182–186.

Shevchenko, Iryna. 2016. “Evolutional mechanisms of cognitive semantics”. Cognition, communication, discourse 13:131–141. DOI: 10.26565/2218-2926-2016-13-07.

Stepanov, Yuriy. 2007. “Poniatie”, “kontsept”, “antikoncept”. Vektornyie yavleniya v semantike”. Kontseptualnyi analiz yazyka: sovremennye napravleniya issledovaniya 19–26. Moscow, Kaluga.

Taranenko, Larysa. 2019. “Synergetic Description of Phonoconcepts Typical of English”. Papers presented at the 26th International Scientific Conference of Jonas Jablonskis “Linguistic diversity in the modern world: language power and prestige”. Vilnius, Lithuania, 3–4 October 2019.

Taranenko, Larysa and Mykola Kutsenko. 2018. “Modeli linhvokognityvnoi interpretatsii osoblyvostei prosodychnogo oformlennya anhliyskyh vyslovlen spivchuttia”. Naukovi zapysky. Kropyvnytskyi: Vydavnyctvo «KOD», 165:12–21.

Taranenko, Larysa and Olha Sokirskaya. 2013. “Kognitivnyi mehanizm aktualizatsyi vyskazyvanii otkaza”. Inostrannye yazyki: lingvisticheskie i metodicheskie aspekty 20:254–262.

Vorobyova, Olga. 2005. “The Mark on the Wall and Literary Fancy: A Cognitive Sketch”. Cognition and literary interpretation in practice. Helsinki: Helsinki University Press, 201-217.

Vygotskii, Lev. 2006. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moscow: JeKSMO.

Zhabotynska, Svitlana. 2009. “Kontsept/domen: matrichnaya i setevaya modeli”. Kultura narodov Prichernomoriya 168(1):254–259.

Zhabotynska, Svitlana. 2013. “The name as a text: conceptual network of lexical meaning (analysis of the name of emotion)”. Cognition, communication, discourse 6:47–76. DOI: 10.26565/2218-2926-2013-06-04.

Zhabotynska, Svitlana. 2018. “Images of Ukraine-EU Relations in Conceptual Metaphors of Ukrainian Mass Media”. 17:118–140. DOI: 10.26565/2218-2926-2018-17-08.

Zhinkin, Nikolai. 1958. Mehanizmy rechi. Moscow: APN RSFSR.

##submission.downloads##

Опубліковано

2021-06-22

Як цитувати

Тараненко, Л. (2021). ПИРАМИДА КЛИМЕНЮКА – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОГНИТИВИСТИКИ. Актуальні питання іноземної філології, (11), 123–131. вилучено із http://journals.vnu.volyn.ua/index.php/philology/article/view/1017